Малый бизнес наращивает долю в ВВП
Роль малого бизнеса в ВВП заключается в следующем:
· Насыщение рынка товарами и услугами. Малый бизнес заполняет экономические ниши, которые не под силу крупным предприятиям.
· Диверсификация экономики. Малый бизнес позволяет решать задачи диверсификации экономики, в том числе создавать новые рабочие места и повышать уровень жизни населения.
· Мобилизация финансовых и производственных ресурсов. Малый бизнес мобилизует ресурсы населения (в том числе трудовые и сырьевые), которые в его отсутствие не были бы использованы.
· Адаптация к изменениям в экономике. Малый и средний бизнес быстрее адаптируется к изменениям, что позволяет ему укреплять свои позиции на рынке.
· Источник инноваций. Это приводит к росту экономической эффективности и производительности труда.
Приоритетность поддержки сегмента малого и среднего предпринимательства (МСП) дает результаты. Доля малых предприятий в ВВП страны составила 21,7% по итогам 2023 года, а в ряде регионов превысила 35%.
Более того, по ключевым показателям нацпроекта часть целей удалось перевыполнить. Так, рост количества предпринимателей малого и среднего бизнеса должен был составить 25 млн человек, фактически по результатам прошлого года в этом секторе работают уже более 29 млн человек.
Кроме того, рассматривается возможность включения в мастер-планы малых городов отдельных разделов, посвященных поддержке МСП. Речь идет о создании специальных инвестиционных лотов для локальных бизнес-проектов, которые смогут стать драйвером роста экономики малых территорий. Перечень из 200 крупных и малых городов, городских агломераций, для которых будут разработаны мастер-планы развития, будет сформирован к 20 января 2026 года.
По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Татьяны Алёхиной - эффективное развитие малого бизнеса способствует формированию сбалансированной рыночной конъюнктуры в результате гибкости и высокой адаптивности данного сегмента к экономическим изменениям.