Изменения законодательства в сфере пенсионного обеспечения
С 01.01.2024 вступил в силу приказ Минтруда России от 31.05.2023 № 488н "О внесении изменений в Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях", «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно новому приказу назначение страховой пенсии по инвалидности и социальной пенсии по инвалидности лицу, в отношении которого содержатся сведения о признании инвалидом в федеральном реестре инвалидов, производится территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства лица, признанного инвалидом, без истребования от него заявления о назначении указанных видов пенсий.
Перечисленные виды пенсий назначаются территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования РФ не позднее пяти дней со дня поступления сведений о признании лица инвалидом из федерального реестра инвалидов и извещает лицо, признанное инвалидом, о назначении страховой пенсии по инвалидности или социальной пенсии по инвалидности в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о назначении.
Аналогичные правила устанавливаются при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца.
Вступили в силу положения о заключении и действии «прямых» договоров о предоставлении коммунальных услуг
Коммунальные услуги
собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме предоставляются
ресурсоснабжающей организацией в соответствии с договорами, заключенными с
каждым собственником помещения (так называемым «прямым» договором) либо с
лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом (управляющей
организацией, товариществом собственников жилья и др.).
«Прямые» договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми
договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и считаются
заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме
одновременно.
Вступившими в силу в декабре 2023 года изменениями в статьи 44 и 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации уточнены положения о заключении и действии «прямых» договоров о предоставлении коммунальных услуг.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отнесено принятие решения о дате заключения таких договоров.
При этом, изменение или расторжение договора возможны при получении согласия всех собственников помещений в данном многоквартирном доме.
В случае, если решением общего собрания такая дата не определена, указанные договоры считаются заключенными по истечении 90 дней со дня получения ресурсоснабжающей организацией копий решения и протокола общего собрания, направленных заказным письмом или врученных под роспись.
Меры социальной поддержки многодетных семей
Указом Президента Российской Федерации от 23.01.2024 № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» закреплен новый подход к определению статуса многодетной семьи и обновлены меры социальной поддержки.
Согласно
Указу многодетной семьей в России признается семья, имеющая трех и более детей,
статус которой устанавливается бессрочно.
Предоставление многодетным семьям мер социальной поддержки осуществляется до
достижения старшим ребенком возраста 18 лет или возраста 23 лет при условии его
обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной
форме обучения.
Многодетным гарантируется, в частности:
- предоставление государственных пособий и выплат в связи с рождением и воспитанием детей;
- досрочное назначение женщинам страховой пенсии по старости в связи с рождением и воспитанием трех и более детей;
- профессиональное обучение многодетных родителей и получение ими дополнительного профессионального образования в целях обеспечения их качественной занятости;
- право на бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, выставок на территории Российской Федерации независимо от места жительства в порядке и на условиях, которые определены в субъектах Российской Федерации.
Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано установить следующие меры социальной поддержки многодетных семей:
- бесплатное обеспечение детей в возрасте до 6 лет лекарственными препаратами по рецептам на лекарственные препараты;
- предоставление обучающимся общеобразовательных организаций бесплатного проезда автомобильным транспортом (за исключением такси) в городском и пригородном сообщении, городским наземным электрическим транспортом и метрополитеном;
- предоставление бесплатного питания обучающимся в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
- прием детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, в первоочередном порядке;
- предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в размере не ниже 30 процентов от установленного размера оплаты.
Антикоррупционная политика в образовательном учреждении
Согласно ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Особое внимание в
настоящий момент уделено антикоррупционной политике в образовательных
учреждениях.
Антикоррупционная политика школы представляет собой комплекс взаимосвязанных
принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и
пресечение коррупционных правонарушений в деятельности школы.
Реализация мер по
противодействию коррупции существенно снижает риски применения в отношении
работников образовательного учреждения мер ответственности за подкуп
должностных лиц.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность в
соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования.
Обеспечение
государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и
бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных
организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования в муниципальных
общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей
в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления
субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение
учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением
расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с
нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ,
относится к компетенции органов государственной власти субъектов РФ в сфере
образования.
Установление и взимание с родителей (законных представителей) обучающихся
общеобразовательных организаций платы за оказываемые в пределах
соответствующего федерального государственного образовательного стандарта
образовательные услуги и иные мероприятия, финансовое обеспечение которых
осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета РФ,
прямо противоречит законодательству.
В связи с этим необходимо разграничить, какие денежные взносы являются законными.
Сбор денег разрешен на цели:
- преподавание дополнительного материала по каким-либо предметам, либо изучение дополнительного предмета, которого нет в программе школы;
- преподавание
дисциплин для специального развития детей;
- репетиторство;
- преподавание материала сверх школьной программы для более углубленного изучения предмета;
- иные услуги, перечень которых не предусмотрен общеобразовательными программами в соответствии с российским законодательством.
Виды дополнительных образовательных услуг определяются уставом каждого образовательного учреждения.
Сбор денег запрещен:
- на преподавание дисциплин, входящих в образовательный процесс (даже за дополнительные занятия перед подготовкой к экзаменам);
- предоставление охранных услуг. Каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся безопасность на протяжении всего общеобразовательного процесса;
- предоставление учебников и методических пособий. Все учебники и пособия по общеобразовательным дисциплинам предоставляются на бесплатной основе. Исключение – изучение платных дополнительных дисциплин, не входящих в образовательную программу.
- предоставление гардероба. В каждом общеобразовательном учреждении должно быть специальное помещение, предназначенное для хранения верхней одежды учеников.
- проведение ремонта в школе и на закупку нового оборудования. Все действия в рамках образовательного процесса в стенах образовательного учреждения финансируются из средств российских бюджетов. Родители не должны сдавать деньги на ремонт классов, покупку нового оборудования, мебель и тп.
В случае требования сдачи денег на нужды образовательного учреждения родители вправе подать жалобу в адрес директора образовательного учреждения, отдела образования, а также вправе обратиться в полицию или прокуратуру по месту нахождения школы.