посёлок городского типа Залегощь



    Основные сведения о поселке  
    За́легощь — посёлок городского типа в Орловской области России, административный центр Залегощенского района. Образует одноимённое муниципальное образование городское поселение Залегощь как единственный населённый пункт в его составе.
    Посёлок расположен на реке Неручь в устье её притока речки Залегощь (бассейн р. Оки) в 63 км к востоку от города Орёл. Железнодорожная станция на линии Орёл — Елец.
    Поселение появилось в результате строительства в конце XIX века железной дороги и образованию в этом месте станции. В январе 1935 года село Залегощь становится центром Залегощенского района Курской области (с 1937 года — в Орловской области). После оккупации немецкими войсками, Залегощь была освобождена 23 февраля 1943 года.
     
    История поселка Залегощь
    Поселок городского типа Залегощь образован в 1960 году. Он унаследовал свое название по станции Залегощь, которая основана при строительстве и сдаче в эксплуатацию железной дороге Орел – Грязи в 1868 – 1871 годах. А станция Залегощь названа соответственно в связи с близостью реки Залегощенки и села Нижняя Залегощь.
    По данным научных исследований название реки Залегощенка происходит от имени селения Нижняя Залегощь. Это название уходит в далекую древность. Так, названия, оканчивающиеся на "гощь", образовывались на Руси только до XIII века. При таком предположение первоначальное название селения – «Легощь», от него – речка Легоща; затем уже как находящееся за речкой Легощенкой село могло, получить название Залегощь, а речка изменила свое имя под влиянием названия селения в Залегощенку.
    Копая котлован под погреб, житель деревни Репьевки (теперь улица имена Гагарина), Варакин Николай Иванович нашел каменный топор. Он его передал Орловскому областному краеведческому музею. Ученые установили, что это действительно каменное орудие труда первобытного человека. Есть все основания считать, что топор, найденный Варакиным, указывает на стоянку древнего человека. О том, что поселение на месте Залегощи существовало издревле говорит и тот факт, что за речкой Неручь находилось селение хазар, по-древнерусски - казар, которым в 10 веке вятичи платили дань. Само название села указывает на древность его заселения.
    Название реки Неручь некоторые исследователи объясняют из диалектного «Неруч» - «большой ручей», т.е немалый ручеек. Но существуют и другие предположения. По одним из них, с исторической точки зрения, официальное название реки могло быть связано с заселением данной местности, с принадлежностью данной реки и прилежащих к ней земель определенному княжеству, государству. Для наших мест это может быть период VIII-XIII веков, т.е. период образования Руси, Московского княжества-государства. Тогда границы предположительно проходили по водным рубежам: рекам Крома, Ока, Зуша, Красивая Меча. А местность, по которой протекала р.Неручь, не относилась к Руси, т.е. Нерусь. Далее, в период монголо-татарского ига, и могло прижиться название реки Неручь (Нерусь).
    Существует также легенда, передающаяся из поколения в поколение о том, что в давние –давние времена купцы, которые плыли торговать до града Новосиля с Волги по Оке и по Зуше, для того чтобы добраться со своими товарами до деревень, расположенных по берегам безымянной реки, впадавшей в Зушу(тогда уже обмелевшей из-за построенных для мельниц плотин), вынуждены были перетаскивать торговые струги через перекаты и отмели, плотины и запруды. Да и торг был не богатым, так как жили в этих деревеньках бедно люди. Вот и решили купцы, что «не в ручь»(не в руку) им торговать в этих местах. Так и пошла о речке печальная слава, словно дразнили ее: «Не в ручь». А потом в людском говоре само собой выпала буква «в», и получилось красивое название Неручь.
    Станция Залегощь основана в 1868 – 1870 годах. В документах, хранящихся в библиотеке Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, станция Залегощь упоминается несколько раз. К 1880 году на территории станции были мастерская по ремонту паровозов, которая могла производить ремонт двух локомотивов, казарма для путевых рабочих, квартиры для рабочих мастерской и других служащих.
    С годами на территории станции купцы построили склады и лобазы для хранения зерна, пеньки и других сельскохозяйственных товаров.
    В 1925 году Залегощь стала центром Благодатно - Залегощенской волости Новосильского уезда. К 1926 году станция Залегощь (ЮВЖД) имела 125 частных домовладений. В том числе крестьянских – 74. Мужского пола насчитывалось 231, женского – 266 человек. В поселке располагались Волостной исполнительный комитет, почта – телеграф, железнодорожная начальная школа, которая в 1932 г. была преобразована в неполную среднюю.
    По переписи 1934 года в п. Залегощь проживал 831 человек, был 101 жилой дом, из них 18 общественных (главным образом железнодорожных). Электрическое освещение отсутствовало.
    С января 1935 года Залегощь стала центром Залегощенского района.
    В районном центре Залегощь помещений, где можно было бы разместить учреждения и организации, не было. Райисполком, райком КПСС разместились в зданиях бывших купцов и богатеев, остальные учреждения помещались у частных домовладельцев, на правах арендаторов.
    С годами в районном центре стали появляться общественные здания. Собственные помещения обрели отделение Госбанка, народный суд. Построили родильный дом на 17 коек. Деревянную среднюю школу на 645 учащихся, приступили к строительству здания райисполкома, (война прервала его возведение).
    С марта 1935 года стала выходить районная газета «Сталинский путь». В Доме культуры появилась киноустановка. Районная библиотека к 1941 году насчитывала более 4000 томов, партийная библиотека – 5000 томов.
    Торговая сеть Залегощи состояла из продмага, промтоварного магазина, культмага, винной лавки, хлебного ларька. Кроме того, имелись райпищекомбинат, столовая и пекарня.
    В военные годы немецко-фашистские захватчики во время оккупации стерли с лица земли весь поселок. От железнодорожных сооружений остался один погреб на территории станции, а из строений райцентра уцелело здание родильного дома.
















    В этом разделе:
    Версия для слабовидящих

    Навигация